Неточные совпадения
Неустрашимость его
состоит, следственно, не в том, чтоб презирать
жизнь свою.
Вопрос для него
состоял в следующем: «если я не признаю тех ответов, которые дает христианство на вопросы моей
жизни, то какие я признаю ответы?» И он никак не мог найти во всем арсенале своих убеждений не только каких-нибудь ответов, но ничего похожего на ответ.
Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты
жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке
состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.
Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна
состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще — служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом.
— Ваш гимн красоте очень красноречив, cousin, — сказала Вера, выслушав с улыбкой, — запишите его и отошлите Беловодовой. Вы говорите, что она «выше мира». Может быть, в ее красоте есть мудрость. В моей нет. Если мудрость
состоит, по вашим словам, в том, чтоб с этими правилами и истинами проходить
жизнь, то я…
Она очень хорошо могла доказывать, что существующий порядок невозможен, и что обязанность всякого человека
состоит в том, чтобы бороться с этим порядком и пытаться установить тот и политический и экономический строй
жизни, при котором личность могла бы свободно развиваться, и т. п.
Религиозное учение это
состояло в том, что всё в мире живое, что мертвого нет, что все предметы, которые мы считаем мертвыми, неорганическими, суть только части огромного органического тела, которое мы не можем обнять, и что поэтому задача человека, как частицы большого организма,
состоит в поддержании
жизни этого организма и всех живых частей его.
Она, очевидно, считала себя героиней, готовой пожертвовать
жизнью для успеха своего дела, а между тем едва ли она могла бы объяснить, в чем
состояло это дело и в чем успех его.
Она вдруг стала серьезной, недовольной своею
жизнью и, чего-то ищущая, к чему-то стремящаяся, не то что притворилась, а действительно усвоила себе точно то самое душевное настроение, — хотя она словами никак не могла бы выразить, в чем оно
состояло, — в каком был Нехлюдов в эту минуту.
Подробнее на этот раз ничего не скажу, ибо потом все объяснится; но вот в чем
состояла главная для него беда, и хотя неясно, но я это выскажу; чтобы взять эти лежащие где-то средства, чтобы иметь право взять их, надо было предварительно возвратить три тысячи Катерине Ивановне — иначе «я карманный вор, я подлец, а новую
жизнь я не хочу начинать подлецом», — решил Митя, а потому решил перевернуть весь мир, если надо, но непременно эти три тысячи отдать Катерине Ивановне во что бы то ни стало и прежде всего.
Иван Федорович прибавил при этом в скобках, что в этом-то и
состоит весь закон естественный, так что уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую
жизнь.
— Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, — все это в общем ходе
жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само
состоит из того же стремления к пользе.
Печальная сторона в судьбе Матвея
состояла именно в разрыве, который неосторожное развитие внесло в его
жизнь, и в немогуте наполнить его, в отсутствии твердой воли одолеть им.
Механическая слепка немецкого церковно-ученого диалекта была тем непростительнее, что главный характер нашего языка
состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается на нем — отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, «
жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
В чем
состоит душевное равновесие? почему оно наполняет
жизнь отрадой? в силу какого злого волшебства мир живых, полный чудес, для него одного превратился в пустыню? — вот вопросы, которые ежеминутно мечутся перед ним и на которые он тщетно будет искать ответа…
— Персидская ромашка! О нет, вы не шутите, это в
жизни вещь великая. Не будь ее на свете — не был бы я таким, каким вы меня видите, а мой патрон не
состоял бы в членах Общества драматических писателей и не получал бы тысячи авторского гонорара, а «Собачий зал»… Вы знаете, что такое «Собачий зал»?..
По сущности церковного самосознания церковь
состоит из сынов, из свободных и любящих, к ее
жизни не приобщаются рабы, изнасилованные и тяготящиеся.
Но неправда подобных романов и мелодрам именно в том и
состоит, что в них берутся случайные, ложные черты действительной
жизни, не составляющие ее сущности, ее характерных особенностей.
Есть случаи, что и корабли сжигать иногда можно, и домой можно даже не возвращаться;
жизнь не из одних завтраков, да обедов, да князей Щ.
состоит.
У нее было множество причин; главные
состояли в том, что Багрово сыро и вредно ее здоровью, что она в нем будет непременно хворать, а помощи получить неоткуда, потому что лекарей близко нет; что все соседи и родные ей не нравятся, что все это люди грубые и необразованные, с которыми ни о чем ни слова сказать нельзя, что
жизнь в деревенской глуши, без общества умных людей, ужасна, что мы сами там поглупеем.
— Вряд ли счастье человека
состоит не в воздержании и аскетической
жизни, — сказал он, невольно вспомнив Неведомова.
Отправив все это в городе на почту, Вихров проехал затем в погребок, который
состоял всего из одной только маленькой и грязной комнатки, но тем не менее пользовался большою известностью во всем уезде: не было, я думаю, ни одного чиновника, ни одного помещика, который бы хоть раз в
жизни не пивал в этом погребке, в котором и устроено было все так, что ничего другого нельзя было делать, как только пить: сидеть можно было только около единственного стола, на котором всегда обыкновенно пили, и съесть чего-нибудь можно было достать такого, что возбуждает жажду пить, каковы: селедка, икра…
В деревне он прилежно занялся хозяйством и, тридцати пяти лет от роду, женился на бедной дворяночке, Анне Андреевне Шумиловой, совершенной бесприданнице, но получившей образование в губернском благородном пансионе у эмигрантки Мон-Ревеш, чем Анна Андреевна гордилась всю
жизнь, хотя никто никогда не мог догадаться: в чем именно
состояло это образование.
А между тем идеал всей моей
жизни именно в том и
состоял, чтобы никогда ни во что не вмешиваться.
По тринадцатому году отдали Порфирку в земский суд, не столько для письма, сколько на побегушки приказным за водкой в ближайший кабак слетать. В этом почти единственно
состояли все его занятия, и, признаться сказать не красна была его
жизнь в эту пору: кто за волоса оттреплет, кто в спину колотушек надает; да бьют-то всё с маху, не изловчась, в такое место, пожалуй, угодит, что дух вон. А жалованья за все эти тиранства получал он всего полтора рубля в треть бумажками.
Такова была среда, которая охватывала Имярека с молодых ногтей. Живя среди массы людей, из которых каждый устраивался по-своему, он и сам подчинялся общему закону разрозненности. Вместе с другими останавливался в недоумении перед задачами
жизни и не без уныния спрашивал себя: ужели дело
жизни в том и
состоит, что оно для всех одинаково отсутствует?
Гнетомый этими мыслями, Имярек ближе и ближе всматривался в свое личное прошлое и спрашивал себя: что такое «друг» и «дружба» (этот вопрос занимал его очень живо — и как элемент общежития, и в особенности потому, что он слишком близко был связан с его настоящим одиночеством)? Что такое представляет его собственная, личная
жизнь? в чем
состояли идеалы, которыми он руководился в прошлом? и т. д.
Затем Имярек подвергал анализу самую
жизнь свою. Была ли эта
жизнь такова, чтобы притягивать к себе людей даже в годину испытания? В чем
состояло ее содержание?
— Советовать — боюсь. Я не ручаюсь за твою деревенскую натуру: выйдет вздор — станешь пенять на меня; а мнение свое сказать, изволь — не отказываюсь, ты слушай или не слушай, как хочешь. Да нет! я не надеюсь на удачу. У вас там свой взгляд на
жизнь: как переработаешь его? Вы помешались на любви, на дружбе, да на прелестях
жизни, на счастье; думают, что
жизнь только в этом и
состоит: ах да ох! Плачут, хнычут да любезничают, а дела не делают… как я отучу тебя от всего этого? — мудрено!
Это, говорит он, придет само собою — без зову; говорит, что
жизнь не в одном только этом
состоит, что для этого, как для всего прочего, бывает свое время, а целый век мечтать об одной любви — глупо.
Я сказал, что дружба моя с Дмитрием открыла мне новый взгляд на
жизнь, ее цель и отношения. Сущность этого взгляда
состояла в убеждении, что назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию и что усовершенствование это легко, возможно и вечно. Но до сих пор я наслаждался только открытием новых мыслей, вытекающих из этого убеждения, и составлением блестящих планов нравственной, деятельной будущности; но
жизнь моя шла все тем же мелочным, запутанным и праздным порядком.
Последние строки этого дневника такие: «Наш завтрак
состоял из пол-ложки глицерина и куска сапога. Один бог знает, что будет с нами дальше…», и еще: «…съеден последний кусок сапога…»
Жизнь автора кончилась с этими строками.
— А так, сам собою, — объяснил с полуулыбочкой Мартын Степаныч, — захотел да и сделался за свою кроткую и богомольную
жизнь философом, и, как определяют некоторые из его современников, проповедь его
состояла не в научных словесех человеческих, а в явлениях духа и силы, ниспосылаемых ему свыше.
— Так чем же, после этого, тебя смущает
жизнь аскетов? Весь их труд и
состоит в этом умном делании, а отсюда и выводи, какая гармония и радость должны обитать в их душах.
Комиссия
состояла из трех членов: Ивана Тимофеича (он же презус), письмоводителя Прудентова и брантмейстера Молодкина. Предмет ее занятий заключался в разработке нового устава"о благопристойном обывателей в своей
жизни поведении", так как прежние по сему предмету"временные правила"оказывались преисполненными всякого рода неясностями и каламбурами, вследствие чего неблагопристойность возрастала не по дням, а по часам.
А кроме того: заграничная благопристойность имеет характер исключительно внешний (не сквернословь! не буйствуй! и т. п.), тогда как наша благопристойность
состоит не столько в наружных проявлениях благоповедения, но в том главнейше, чтобы обыватель памятовал, что
жизнь сия есть временная и что сам он — скудельный сосуд.
Общественное жизнепонимание ведь
состоит в том, что смысл
жизни переносится из личности в совокупность и последовательность их — в племя, в семью, род или государство.
В этом
состоит пятый и самый действительный способ устранения того противоречия, в которое поставило себя церковное христианство, исповедуя на словах Христа и отрицая в
жизни его учение и научая этому людей.
Но тем-то и отличается христианское исповедание от языческого, что оно требует от человека не известных внешних отрицательных действий, а ставит его в иное, чем прежде, отношение к людям, из которого могут вытекать самые разнообразные, не могущие быть вперед определенными поступки, и потому христианин не может обещаться не только исполнять чью-либо другую волю, не зная, в чем будут
состоять требования этой воли, не может повиноваться изменяющимся законам человеческим, но не может и обещаться что-либо определенное делать в известное время или от чего-либо в известное время воздержаться, потому что он не может знать, чего и в какое время потребует от него тот христианский закон любви, подчинение которому составляет смысл его
жизни.
Средство это
состоит в том, чтобы задерживать духовное развитие людей и различными внушениями поддерживать их в отжитом уже человечеством понимании
жизни, на котором и зиждется власть правительств.
Первое недоразумение о неисполнимости учения
состоит в том, что люди общественного жизнепонимания, не понимая того способа, которым руководит людей христианское учение, и принимая христианское указание совершенства за правила, определяющие
жизнь, думают и говорят, что следование учению Христа невозможно, потому что полное исполнение требований этого учения уничтожает
жизнь.
Кому в самом деле придет в голову то, что всё то, что с такой уверенностью и торжественностью повторяется из века в век всеми этими архидиаконами, епископами, архиепископами, святейшими синодами и папами, что всё это есть гнусная ложь и клевета, взводимая ими на Христа для обеспечения денег, которые им нужны для сладкой
жизни на шеях других людей, — ложь и клевета до такой степени очевидная, особенно теперь, что единственная возможность продолжать эту ложь
состоит в том, чтобы запугивать людей своей уверенностью, своей бессовестностью.
Различие в этом отношении отдельного человека от всего человечества
состоит в том, что, тогда как отдельный человек в определении, свойственного тому новому периоду
жизни, в который он вступает, понимания
жизни и вытекающей из него деятельности пользуется указаниями прежде живших его людей, переживших уже тот возраст, в который он вступает, человечество не может иметь этих указаний, потому что оно всё подвигается по не исследованному еще пути и не у кого спросить, как надо понимать
жизнь и действовать в тех новых условиях, в которые оно вступает и в которых еще никто никогда не жил.
Доказательств учения не выставлялось никаких, кроме истины, кроме соответствия учения с истиной. Всё учение
состояло в познании истины и следовании ей, в большем и большем постигновении истины и большем и большем приближении к ней в делах
жизни.
Люди говорят: «Чем мы будем обеспечены, когда уничтожится существующее устройство? Какие именно и в чем будут
состоять те новые порядки, которые заменят теперешние? До тех же пор, пока мы не будем знать, как именно сложится наша
жизнь, мы не пойдем вперед и не тронемся с места».
В этом освобождении — увеличении этой силы и
состоит, по учению Христа, истинная
жизнь человека. Истинная
жизнь, по прежним условиям,
состоит в исполнении правил, закона; по учению Христа она
состоит в наибольшем приближении к указанному и сознаваемому каждым человеком в себе божескому совершенству, в большем и большем приближении к слиянию своей воли с волей божией, слиянию, к которому стремится человек и которое было бы уничтожением той
жизни, какую мы знаем.
В самом деле: ведь смысл общественного жизнепонимания
состоит в том, что человек, сознавая жестокость борьбы личностей между собою и погибельность самой личности, переносит смысл своей
жизни в совокупности личностей.
Религиозное суеверие поощряется устройством на собранные с народа средства храмов, процессий, памятников, празднеств с помощью живописи, архитектуры, музыки, благовоний, одуряющих народ, и, главное, содержанием так называемого духовенства, обязанность которого
состоит в том, чтобы своими представлениями, пафосом служб, проповедей, своим вмешательством в частную
жизнь людей — при родах, при браках, при смертях — отуманивать людей и держать их в постоянном состоянии одурения.
Сущность общественного жизнепонимания
состоит в перенесении смысла своей личной
жизни в
жизнь совокупности личностей: племени, семьи, рода, государства. Перенесение это совершалось и совершается легко и естественно в первых своих формах, в перенесении смысла
жизни из своей личности в племя, семью. Перенесение же в род или народ уже труднее и требует особенного воспитания для этого; перенесение же сознания в государство уже составляет предел такого перенесения.
Дикарь признает
жизнь только в себе, в своих личных желаниях. Благо его
жизни сосредоточено в нем одном. Высшее благо для него есть наиполнейшее удовлетворение его похоти. Двигатель его
жизни есть личное наслаждение. Религия его
состоит в умилостивлении божества к своей личности и в поклонении воображаемым личностям богов, живущим только для личных целей.